Дильрабо Джаббарова |
Дильрабо Джаббарова – ученица 9-го класса школы
№62, серьезно увлечена предметом экология в школе. Прошел месяц с начала
учебного года, как она начала изучать новый предмет, однако столкнулась с
проблемами. Её любимый предмет проводится всего лишь раз в неделю. Уж очень
сложно ей понять научные термины в книге. Учебник разделен на три части: первая
охватывает общие понятия об экологии, вторая посвящена социальной экологии,
третья о защите окружающей среды. 270 страниц сложного научного текста не
позволяют Дильрабо освоить учебный материал. Да и школьники не особо переживают
по этому поводу, экзамен по окончанию курса не предусмотрен. А учитель по
экологии является параллельно учителем химии и биологии. Поэтому, наверное, и
не получается заинтересовать учащихся в полной мере.
Учебник «Экология» |
С этим утверждением не согласен Ильхом Султонов – заведующий городского отдела
народного образования города Худжанда. По его словам, сегодня все школы
Худжанда обеспечены учителями по предмету «Экология». Сегодня в Худжанде 48
средних школ, в которых обучаются около 35 тысяч школьников, из них 4, 5 тысяч девятиклассников.
Ильхом Султонов признается, что предмет «Экология» было бы полезно изучать с 5-го
класса средней школы. Во многих зарубежных странах эту дисциплину преподают с
1-го класса.
В Таджикистане идёт общее обучение основам экологии. Экологическое образование в
стране находится на уровне, не отвечающем требованиям современности. Предложение
международного сообщества относительно введения курса «Экологическое образование
для устойчивого развития» только рассматривается на государственном уровне.
Правда, экологические НПО страны в своей деятельности уделяют большое внимание
экологическому образованию. Активно работает климатическая сеть НПО
Таджикистана по улучшению экологической информированности гражданского общества
по вопросам изменения климата, адаптации населения к изменениям климата. В
течение нескольких лет работает Клуб Экологических НПО республики, в рамках
которого рассматриваются и подготавливаются общие рекомендации по актуальным
экологическим проблемам, законодательным инициативам, мониторингам проектов,
организации экологических акции. В течение ряда лет в стране активно осуществляется
программа Школьный проект по использованию ресурсов и энергии, молодежная
инициатива «Зеленые патрули». Республиканским детским экологическим обществом
проводится важная работа по повышению экологической грамотности детей и
учителей из сельских школ.
Но одним
из самых эффективных путей работы в этом направлении – работа с детьми.
Исполнители экологических проектов в стране, сотрудники государственных
заповедников и учителя школ ведут с ребятами занятия, проводят конкурсы
рисунков, сочинений и даже стихов, ставят спектакли – в которых герои –
животные – обитатели окружающих их ландшафтов. Дети приходят на экскурсии – в
музеи при заповедниках – и в живую природу, где опытные педагоги объясняют им,
сколько чудес живёт в
таком привычном для них окружающем мире. Существует целый ряд форм такой
работы. А самыми эффективными оказались детские экологические лагеря. Первый
такой экологический лагерь был проведён несколько лет назад в Таджикистане. Для
того, чтобы попасть в число приглашённых, дети должны проявить свою глубокую
заинтересованность, любовь к родной природе. А для этого проводятся те самые
конкурсы – рисунков и поделок, сочинений и стихов. Победители собираются
вместе. В Таджикистане, например, вся группа обычно делится на «семьи» -
оленей, сайгаков, тигров. Есть и общие занятия – для всех участников, но в
чем-то каждая семья живёт неделю своей жизнью – детально разбираясь в том,
какие законы природы диктуют условия этой жизни. А потом рассказывают об этом друг
другу. А потом – после прощальных слез расставания – дети несут это понимание
природы в свои семьи и кишлаке, в свои школы, рассказывают о том, что они
узнали своим друзьям по двору. Таким образом, это не просто работа с каким-то
ограниченным количеством детей – это подготовка тренеров, которые распространят
эти знания гораздо шире. Поэтому есть уверенность, что из этих детей вырастут
люди, понимающие, любящие и приумножающие родную природу. Возникает вопрос:
важно ли внедрение предмета «Экология» в школах, когда у школьников есть
альтернатива? С этим вопросом мы обратились к жителям Худжанда.
Насколько
важно экологическое образование в школах? Этим вопросом мы задались в группах
социальной сети «Фейсбук»: «Худжанд – мой город» и «Я люблю Худжанд». 61
человек выступил за важность экообразования, и всего двое человек считают, что
предмет «Экология» для них не имеет значения.
Для средних школ тема изменения климата
является относительно новой, до сих пор не включенной в учебные пособия и
программы. Нет этой темы и в учебнике «Экология». Даже беглый анализ книги
позволяет нам сказать, что учебник требует серьезной доработки. Анализ
оглавления книги показал нерелевантность предоставляемой информации.
Наблюдается несоответствие количества страниц в главах учебника. Ещё в 2005 г.
Министерством образования Таджикистана был одобрен новый учебник «Окружающая
среда для будущих поколений», содержащий главы об изменении климата и его
последствиях, разработанный командой под руководством Регионального Экологического
Центра Центральной Азии. Более 500 копий этих учебников и 300 плакатов были
распространены в 200 школах Таджикистана и используются для внеклассной работы.
Сегодня в Таджикистане действует «Государственная комплексная программа развития экологического воспитания и образования населения Республики Таджикистан до 2020 года». Очень много вопросов возникает сегодня к этому документу. Он был принят без предварительного обсуждения. Поэтому стали появляться предложения создать рабочую группу, в состав которой, помимо представителей соответствующих государственных учреждений, вошли бы сотрудники общественных организаций и преподаватели ВУЗов и школ. Они могли бы активно обмениваться информацией о новых программах и других инициативах в области экообразования. Эксперты полагают, что настало время для серьезного анализа качества информации в учебнике «Экология», важна также вовлеченность самих преподавателей в процесс повышения уровня освоения тем со стороны школьников.
Шаходат САИБНАЗАРОВА
Махмудджон ДАДОБАЕВ
Хосият КОМИЛОВА
Джамшед МАЪРУФОВ,
специально для "ВАКТ"
специально для "ВАКТ"
Комментарии
Отправить комментарий