"ЭКОЛОГИЯ" В ШКОЛЕ: КНИГА ДЛЯ УЧЕНИКОВ, ТЕМЫ ДЛЯ УЧЕНЫХ (Мультимедиа)

Дильрабо Джаббарова
Дильрабо Джаббарова – ученица 9-го класса школы №62, серьезно увлечена предметом экология в школе. Прошел месяц с начала учебного года, как она начала изучать новый предмет, однако столкнулась с проблемами. Её любимый предмет проводится всего лишь раз в неделю. Уж очень сложно ей понять научные термины в книге. Учебник разделен на три части: первая охватывает общие понятия об экологии, вторая посвящена социальной экологии, третья о защите окружающей среды. 270 страниц сложного научного текста не позволяют Дильрабо освоить учебный материал. Да и школьники не особо переживают по этому поводу, экзамен по окончанию курса не предусмотрен. А учитель по экологии является параллельно учителем химии и биологии. Поэтому, наверное, и не получается заинтересовать учащихся в полной мере.
Учебник «Экология»
С этим утверждением не согласен Ильхом Султонов – заведующий городского отдела народного образования города Худжанда. По его словам, сегодня все школы Худжанда обеспечены учителями по предмету «Экология». Сегодня в Худжанде 48 средних школ, в которых обучаются около 35 тысяч школьников, из них 4, 5 тысяч девятиклассников. Ильхом Султонов признается, что предмет «Экология» было бы полезно изучать с 5-го класса средней школы. Во многих зарубежных странах эту дисциплину преподают с 1-го класса.


В Таджикистане идёт общее обучение основам экологии. Экологическое образование в стране находится на уровне, не отвечающем требованиям современности. Предложение международного сообщества относительно введения курса «Экологическое образование для устойчивого развития» только рассматривается на государственном уровне. Правда, экологические НПО страны в своей деятельности уделяют большое внимание экологическому образованию. Активно работает климатическая сеть НПО Таджикистана по улучшению экологической информированности гражданского общества по вопросам изменения климата, адаптации населения к изменениям климата. В течение нескольких лет работает Клуб Экологических НПО республики, в рамках которого рассматриваются и подготавливаются общие рекомендации по актуальным экологическим проблемам, законодательным инициативам, мониторингам проектов, организации экологических акции. В течение ряда лет в стране активно осуществляется программа Школьный проект по использованию ресурсов и энергии, молодежная инициатива «Зеленые патрули». Республиканским детским экологическим обществом проводится важная работа по повышению экологической грамотности детей и учителей из сельских школ.


Но одним из самых эффективных путей работы в этом направлении – работа с детьми. Исполнители экологических проектов в стране, сотрудники государственных заповедников и учителя школ ведут с ребятами занятия, проводят конкурсы рисунков, сочинений и даже стихов, ставят спектакли – в которых герои – животные – обитатели окружающих их ландшафтов. Дети приходят на экскурсии – в музеи при заповедниках – и в живую природу, где опытные педагоги объясняют им, сколько чудес живёт в таком привычном для них окружающем мире. Существует целый ряд форм такой работы. А самыми эффективными оказались детские экологические лагеря. Первый такой экологический лагерь был проведён несколько лет назад в Таджикистане. Для того, чтобы попасть в число приглашённых, дети должны проявить свою глубокую заинтересованность, любовь к родной природе. А для этого проводятся те самые конкурсы – рисунков и поделок, сочинений и стихов. Победители собираются вместе. В Таджикистане, например, вся группа обычно делится на «семьи» - оленей, сайгаков, тигров. Есть и общие занятия – для всех участников, но в чем-то каждая семья живёт неделю своей жизнью – детально разбираясь в том, какие законы природы диктуют условия этой жизни. А потом рассказывают об этом друг другу. А потом – после прощальных слез расставания – дети несут это понимание природы в свои семьи и кишлаке, в свои школы, рассказывают о том, что они узнали своим друзьям по двору. Таким образом, это не просто работа с каким-то ограниченным количеством детей – это подготовка тренеров, которые распространят эти знания гораздо шире. Поэтому есть уверенность, что из этих детей вырастут люди, понимающие, любящие и приумножающие родную природу. Возникает вопрос: важно ли внедрение предмета «Экология» в школах, когда у школьников есть альтернатива? С этим вопросом мы обратились к жителям Худжанда.


Насколько важно экологическое образование в школах? Этим вопросом мы задались в группах социальной сети «Фейсбук»: «Худжанд – мой город» и «Я люблю Худжанд». 61 человек выступил за важность экообразования, и всего двое человек считают, что предмет «Экология» для них не имеет значения.


Для средних школ тема изменения климата является относительно новой, до сих пор не включенной в учебные пособия и программы. Нет этой темы и в учебнике «Экология». Даже беглый анализ книги позволяет нам сказать, что учебник требует серьезной доработки. Анализ оглавления книги показал нерелевантность предоставляемой информации. Наблюдается несоответствие количества страниц в главах учебника. Ещё в 2005 г. Министерством образования Таджикистана был одобрен новый учебник «Окружающая среда для будущих поколений», содержащий главы об изменении климата и его последствиях, разработанный командой под руководством Регионального Экологического Центра Центральной Азии. Более 500 копий этих учебников и 300 плакатов были распространены в 200 школах Таджикистана и используются для внеклассной работы.


Сегодня в Таджикистане действует «Государственная комплексная программа развития экологического воспитания и образования населения Республики Таджикистан до 2020 года». Очень много вопросов возникает сегодня к этому документу. Он был принят без предварительного обсуждения. Поэтому стали появляться предложения создать рабочую группу, в состав которой, помимо представителей соответствующих государственных учреждений, вошли бы сотрудники общественных организаций и преподаватели ВУЗов и школ. Они могли бы активно обмениваться информацией о новых программах и других инициативах в области экообразования. Эксперты полагают, что настало время для серьезного анализа качества информации в учебнике «Экология», важна также вовлеченность самих преподавателей в процесс повышения уровня освоения тем со стороны школьников.
Шаходат САИБНАЗАРОВА
Махмудджон ДАДОБАЕВ
Хосият КОМИЛОВА
Джамшед МАЪРУФОВ,
специально для "ВАКТ"

Комментарии